Агрессивная ботаника, радиационная безопасность и САС
14 ноября

Агрессивная ботаника, радиационная безопасность и САС

Вчера в рамках ток-шоу «Разберём на атомы» мы обсуждали три жизненно важных системы: природные экологические, безопасности АЭС и аварийного спасения (САС) на космическом корабле. Три эксперта: биолог, инженер и популяризатор космонавтики, подробно рассказали о том, с чем они имеют дело в своей работе.

Первый спикер – Ольга Вершинина, кандидат биологических наук, сотрудник Ботанического Института им. В. Л. Комарова, член Русского Ботанического Общества, приоткрыла нам завесу сукцессий природных экосистем. Она рассказала о законах, по которым меняется природа вокруг нас, и как мы влияем на эти изменения на примере Ленинградской области.

Знаете ли вы, что лишайник ксантория расщепляет мрамор и образует тончайший слой почвы, плёнку, достаточную, чтобы на него пришли мхи? Речь о ксерической сукцесии. А если смешать кефир со сгущёнкой и толчёными мхами-лишайниками и нанести на камень, то довольно скоро на нём вырастет «зелёная картина» заданных очертаний? Однако Ольга не советовала проводить этот эксперимент, например, на фундаментах жилых домов, потому что сукцессия – штука беспощадная и не остановится по нашему желанию, а дом окажется в большой опасности.

Мы узнали про потенциал «ёлкапокалипсиса» и автогенную сукцессию: в наших лесах молодой подъельник, подрастая в березняке, постепенно превращает его в еловый лес. «Берёза – нянька ели», но «дитя» весьма жестоко к своим «родителям». «Ботаника вообще беспощадна» – шутила Ольга. Например, микроорганизмы, грибы, растения, животные обладают таким свойством, как аллелопатия, то есть могут выделять химические соединения, которые тормозят или подавляют развитие других. Так происходит самоизреживание древостоя: растения убивают группировку вокруг себя, чтобы выжить. А сосновые леса в ЛО – результат пирогенной сукцессии, то есть появляются через 125-170 лет на местах пожарищ.

Спикер рассказала, что плавающий остров, который встречается на озёрах ЛО, называется сплавина и растёт около 50 лет. А прекратить его существование можно просто перевернув, тем самым оставив без воды корни. Эксперт призывала удерживаться от искушения прокатиться на таких «плотах» (он быстро затонет и погибнет), осознанно, внимательно относится к окружающей нас среде.

Следующим выступал Анатолий Река – инженер АО «Атомпроект», специалист в области вероятностного анализа безопасности АЭС и любитель игры «Что? Где? Когда?» Он рассказал о фундаментальных функциях безопасности АЭС: прекращении цепной реакции деления и поддержание подкритичности, отводе остаточных тепловыделений и предотвращении выхода активности. А также о том, что для обеспечения этих функций существуют системы безопасности и системы управления запроектными авариями. Системы безопасности бывают защитные, локализующие, обеспечивающие и управляющие – у каждой из них своя задача.

Анатолий на примере проекта АЭС-2006, который у «Атомпроекта» в работе в данный момент, рассказал о системе аварийного ввода бора. Условие её срабатывания – запроектная авария с отказом системы аварийной защиты реактора. Бор поглощает нейтроны, то есть «глушит реактор».

Спикер обратил внимание публики на системы аварийного охлаждения активной зоны, аварийного расхолаживания через 2 контур, герметичного ограждения, устройство локализации расплава (так называемая «ловушка расплава») и систему аварийного электроснабжения. А, самое главное, на тот факт, что все системы безопасности дублированы. Так реализуется концепция глубокоэшелонированной защиты на АЭС.

«Системы безопасности АЭС являются строго структурированной иерархичной системой, подчинённой единой цели – выполнению фундаментальных функций безопасности» – отметил инженер.

Завершала наш тёплый вечер Емельянова Елена – сотрудник БГТУ «Военмех» и популяризатор космонавтики. Тема ее выступления: «Супермен и САС. Кто кого спас?» САС – это система аварийного спасения, она является одной из важнейших систем космического корабля. Из названия ясно её прямое предназначение. САС – это кардинальные решения и традиционная надёжность.

Елена рассказала, что космонавты в ракете находятся в «башенке», расположенной на самом верху. Именно этот модуль и играет главную роль в САС. Гагарин, например, приземлялся на одном парашюте, а его летательный аппарат – на другом. Сейчас тенденция такова, что космонавты приземляются внутри своих аппаратов.

Мы узнали, что самое трудное в перегрузках – это физическая затруднение грудной клетки сделать вдох. Что вместо пороховых двигателей сейчас стремятся перейти на жидкое топливо. Что ложементы делаются индивидуально под каждого космонавта, а «мягкая посадка» – совсем не мягкая, так как импульс её двигателей довольно мощный.

Гостям мероприятия были очень актуальны все три темы: случилось много хороших вопросов и интересных обсуждений. ИЦАЭ СПб, прислушиваясь ко мнению спикеров, вручил памятные подарки за лучшие из них.